СИМВОЛИКА

СИМВОЛИКА
– образное выражение связи между отдельными явлениями и предметами, находящее свое отражение в различных областях человеческой культуры; в психоанализе – образное выражение бессознательного желания, влечения, конфликта, а также отношение связи между явным содержанием психических образований и их скрытым смыслом.

   В мифологии, науке и искусстве нет единой точки зрения на понимание символики вообще и символа в частности. Тем не менее различные специалисты сходятся в одном: символика многослойна и уходит своими корнями в предысторию развития человечества; символ включает в себя предметный образ и глубинный смысл, между которыми существует несомненная связь.

   З. Фрейд обратился к проблеме символики в связи с рассмотрением природы сновидений и их интерпретацией. На начальном этапе своей исследовательской и терапевтической деятельности проблематика символики не представлялась ему значительной и поэтому в первом издании работы «Толкование сновидений» (1900) она занимала скромное место. Однако по мере развития психоанализа данная проблематика стала приобретать важное значение и в последующих изданиях этой работы ей стало уделяться большее внимание. Так, в 1911 г. в предисловии к третьему изданию «Толкования сновидений» З. Фрейд отмечал, что благодаря собственному опыту и работам В. Штекеля он научился «правильнее оценивать объем и значение символики в сновидении (или, вернее, в бессознательном мышлении)».

   Делая обзор научной литературы по вопросу о сновидениях на страницах первой части «Толкования сновидений», З. Фрейд сослался на философа К. Шернера, который в книге «Жизнь снов» (1961) рассмотрел присущую сновидениям символику. В частности, он отметил характерное для К. Шернера представление о фантазии в сновидении как обладающей всеобщим символом – домом, за которым скрывается человеческий организм в целом.

   З. Фрейд обратил внимание на существовавшие в то время методы толкования сновидений. Один из методов относится к символическому толкованию, при котором содержание сновидения рассматривается как нечто целое и заменяется другим, в некоторых отношениях аналогичным содержанием. Успех такого толкования зависит от интуиции субъекта, и поэтому, как замечал основатель психоанализа, «толкование сновидения при помощи символики вполне зависит от искусства, связанного, очевидно, с особым талантом».

   Предлагая научный метод толкования сновидений, отличный от ранее распространенного символического, З. Фрейд не отверг символику как таковую. Напротив, отталкиваясь от соответствующих представлений К. Шернера, он согласился с тем, что в сновидении может находить отражение символизация физических раздражений и телесных органов. Вместе с тем для З. Фрейда сновидение – это психический феномен, мотивом образования которого служит желание человека, и, следовательно, рассмотренная им символика соотносилась не с символизацией отдельных физических раздражений, а с общечеловеческой символикой, относящейся к культуре как таковой. Отмечая данное обстоятельство, основатель психоанализа заметил, что «эта символика относится не к самим сновидениям, а к бессознательным представлениям народа и может быть констатирована гораздо полнее в фольклоре, мифах, сагах, языке, пословицах и поговорках».

   По мнению З. Фрейда, сновидение пользуется символикой для маскировки образования скрытых его мыслей. Необходимо только учитывать, что символика сновидений весьма изобретательна и наиболее употребительные символы, особенно сексуальные, не всегда содержат в себе один смысл. Причем наблюдается удивительное несоответствие: «обозначаемых содержаний немного, символы же для них чрезвычайно многочисленны, так что каждое из этих содержаний может быть выражено большим числом почти равнозначных символов».

   В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд уделил особое внимание символической проблематике. В одной из его лекций, названной «Символика сновидений», подчеркивалось, что символика является самой примечательной частью в психоаналитической теории сновидения. Здесь же он уточнил смысл используемых в психоанализе понятий «символический» и «символ» применительно к сновидениям: первое понятие подразумевало «постоянное отношение между элементом сновидения и его переводом»; второе – «сам элемент сновидения».

   Символы имеют устоявшиеся в культуре переводы, восходящие к античности. Их знание позволяет аналитику толковать сновидения пациентов, особенно в том случае, когда он знает историю пациента, условия, в которых тот живет, и полученные им до сновидения впечатления. Однако основанное на знании символов толкование не является техникой, способной заменить технику свободного ассоциирования. Как подчеркивал З. Фрейд, «символическое толкование является только дополнением к ней и дает ценные результаты лишь в сочетании с ассоциативной техникой».

   Символический способ выражения в сновидениях – это только один пласт символики. В действительности область символики обширна, о чем свидетельствуют мифы, народные сказки, песни. Фактически речь идет о том, что символика является древним способом выражения, во многом утраченным современниками, хотя распространение символики в религии, искусстве, языке несомненно. Это дает основания для завязывания отношений между психоанализом и многими гуманитарными науками – мифологией, фольклором, религиоведением, искусствоведением, языкознанием, психологией народов.

   Представления З. Фрейда о символике нашли отклик в работах ряда психоаналитиков, включая К. Абрахама, Э. Джонса, О. Ранка, В. Штеке-ля. Первоначально разделявший идеи основателя психоанализа К.Г. Юнг в работе «Либидо, его метаморфозы и символы» (1912) не только указал на символическую природу снов, но и показал, что язык первоначально являлся системой знаков или символов, обозначающих действительные события или их отзвук в человеческой душе, а «открытая Фрейдом символика оказывается выражением мышления и влечения, мощно влиявших и господствовавших некогда над прошлыми культурными эпохами, выражением, ныне сведенным к сновидению, ошибочному действию и душевному расстройству». Правда, впоследствии он упрекал З. Фрейда за то, что тот не провел различий между знаком и символом и имел дело с семиотическим, а не символическим пониманием бессознательного. Однако именно обращение к символике послужило толчком к выдвижению К.Г. Юнгом концепций коллективного бессознательного и его архетипов.


   


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "СИМВОЛИКА" в других словарях:

  • Символика — совокупность символов, используемых той или иной группой лиц, организацией, общественным или политическим образованием, государством и тд. Олимпийская символика Математическая символика Символика звуков речи Гендерная символика Государственная… …   Википедия

  • СИМВОЛИКА — (греч., от symbolon символ). Наука о символах; наука о представлении идей при посредстве конкретных образов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИМВОЛИКА 1) с. или символическая теология, учение о… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • символика — символизм, символистика Словарь русских синонимов. символика см. символ Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • СИМВОЛИКА — СИМВОЛИКА, символики, мн. нет, жен. (книжн.). Символическое значение. Символика чисел, цветов и т.п. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Символика — выражение идей, понятий или чувств с помощью условных знаков или предметов (символов). По английски: Symbolics См. также: Символы Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • СИМВОЛИКА — СИМВОЛИКА, и, жен. (книжн.). 1. Символическое значение, приписываемое чему н. С. цветов. 2. собир. Совокупность каких н. символов. | прил. символический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • СИМВОЛИКА — англ. symbolics; нем. Symbolik. 1. Выражение идей, понятий или чувств с помощью условных знаков или предметов (символов). 2. Совокупность символов. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Символика — символическое значение, приписываемое чему нибудь... Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ главы г. Серпухова МО от 19.08.2004 N 1156 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОТОКОЛЕ ГЛАВЫ ГОРОДА СЕРПУХОВА …   Официальная терминология

  • символика — согласно З. Фрейду форма мышления, психический механизм, который обеспечивает замещение одних образов и эмоционально окрашенных (либидинозных) представлений другими. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • символика — Любая из символик штрихового кода и матричных символик. [ГОСТ 30721 2000] [ГОСТ Р 51294.3 99] Тематики кодирование штриховое EN symbology DE Symbologie FR système de symbolisation …   Справочник технического переводчика

  • символика — 02.01.02 символика [ symbology]: Стандартные средства представления данных в форме, предназначенной для их оптического машинного считывания. Примечание Спецификация каждой символики устанавливает свои особые правила композиции или структуры… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»